Общество

Совершенно другая среда

Опубликовано 04 февраля в 10:22
0 0 0 0 0

В последнюю субботу января в нашем городе прошло одно из самых ожидаемых и любимых для поклонников поэзии событие — V городской поэтический вечер «Другая Среда». Этот проект представляет собой не просто чтение любимых стихотворений на сцене. Как говорят его организаторы, «Другая Среда» — это концентрат творчества, труда и любви к поэзии. По мне, так ДС – это проект с душой, который с трепетом и любовью относится к поэзии и, самое главное, побуждает в других живой интерес к ней, а порой даже влюбляет в неё.

59171286

Вместо вступления

Литература в целом и поэзия в частности в наше время не пользуется бешеной популярностью как, например, во времена шестидесятников, за исключением творчества современных авторов – Ах Ахстаховой, Веры Полозковой. Поэтому, расспросив знакомых о наличии желания посетить вместе со мной это мероприятие, я, собственно, поняла, что большого ажиотажа и публики на ДС ожидать не стоит. Но каково было моё удивление, когда, войдя в здание ДК «Молодёжный» я обнаружила столпотворение людей, при этом не только юных, но зрелого и даже пожилого возраста. Но должна признаться, что атмосфера ДК навевала мысль о том, что все эти люди пришли просто на концерт школьной самодеятельности. Однако всё изменилось, когда я попала в зал. Во-первых, помещение вместимостью в 620 человек было практически полностью заполнено. Не все концерты собирают такую аудиторию, не говоря уже вечере школьной самодеятельности. Во-вторых, это было потрясающе. Каждое выступление сквозило любовью к этому виду творчества и передавало её зрителям.

59171402(1)

Переполненный зал зрителей «Другой среды»

Полное погружение

На фоне красивого бардового занавеса появился саксофонист. Звуки приятной и обволакивающей музыки саксофона подготавливали зрителей к чудесному погружению в мир поэзии. Мелодия закончилась, наступила тишина и без каких-либо объявлений на сцену вышли артисты, как потом оказалось – это были Юлия Шошина и Кирилл Серёгин со стихотворением «У лживой тайны нет секрета» Валентина Гафта.  Слушая эмоциональное выступление артистов, зрители подспудно рассматривали антураж сцены. Портреты поэтов – Ахматовой, Бродского, Лермонтова и других, выполненные в едином стиле, и, конечно, вывеска, своим шрифтом отсылающая нас к годам эдак 60-тым прошлого века. Всё это создавало атмосферу, которую сложно передать, но в которую погружаешься мгновенно и с удовольствием.

На сцене появились ведущие Александр Абрамов и Ольга Замятина, которые, нужно сказать, не просто объявляли номера, а раскрывали дух и историю того периода отечественной литературы, в котором писалось то или иное стихотворение. Так, после объявления программы вечера поэзии, состоящей из 13 сольных, 5 совместных, 1 музыкального и 1 номера-интриги, ведущие рассказали про поэтов-шестидесятников. Поведав об этой прослойке отечественных поэтов, ведущие плавно перешли к истории трёх из них. Эдакая поэтическая дискуссия, выраженная, конечно, в стихах. Всё началось со стихотворения Евгения Евтушенко «Давайте, мальчики». Это произведение-манифест будущему поколению, которое в то время наделало немало шума. На него откликнулся Николай Грибачев своим «Нет, мальчики». Ответным и последним в этой дискуссии стало стихотворение тогда ещё молодого Роберта Рождественского «Да, мальчики» — именно оно прозвучало со сцены устами Антона Костина. Визуальное представление стихотворения очень повлияло на его эмоциональное восприятие: Антон в пионерском галстуке и в красном свете прожекторов, агрессивная рок-музыка в исполнении школы Александра Шабольникова и стихотворение-манифест образовали очень любопытное сочетание.

59171391

Начало было впечатляющим. Серьёзный тон вечера сменил юмористический номер поэтов ДС под названием «Большая проблема». История разворачивалась в одном из кабинетов города N. На сцене появился типичный состав «сильных мира сего» небольшого городка —  мэр, прокурор, бизнесмен, местный авторитет и поп. Проблема, ради которой они собрались, состояла в том, что в городе N нужно построить стадион к чемпионату мира по футболу. Но денег нет, а земля обещана под церковь. Дальше, всё как в жизни: началось обсуждение системы откатов и того, как делёжка ресурсов может помочь в решении проблемы. Но неожиданную точку в очень жизненной дискуссии поставил прокурор:

«И вы вели напрасный спор

в психушке среди жёлтых сцен

Какой пассаж, какой прокол…»

Оказалось, персонажи в домашней одежде рассуждали о больших проблемах в известном всем доме со стенами желтого цвета. Номер был встречен бурными аплодисментами и явно задал настроение. Особенно смешным оказались заминки поэтов, скрашенные словами попа «Свят, свят».

Смешную, но очень жизненную историю сменила литература серебряного века. Под стук барабанов прозвучало стихотворение Валерия Брюсова «Третья осень», которое громогласной манерой чтения артиста отражало атмосферу начала 20 века, в которой оно было написано.

«Но вслушайся: в гуле орудий,

Под проклятья, под вопли, под гром,

Не дружно ли, общею грудью,

Мы новые гимны поем?»

Далее артисты ДС представили зрителям блок стихотворений, осмысливающий судьбы поэтов. Сначала стихотворение «Сергею Есенину» Владимира Маяковского, после – «На смерть поэта А. Грибоедова» Александра Одоевского, а закончился блок «Кладбищем китов» Евгения Евтушенко. Завершилось выступление маршем участников вечера с транспарантами в руках, где алыми буквами с «кровавыми» подтёками были написаны имена погибших репрессированных поэтов.

59171444

Затем на сцене звучало прекрасное стихотворения Николая Гумилёва «Память», после которого наступила тишина. Очень символично. Под шорох цыганских юбок на сцене, наконец, долгожданный номер-интрига. Перед зрителями девушки в ярких костюмах и песней «Если б я была цыганкой» Надежды Кадышевой на языке жестов. Чёткие движения, артистизм выступающей очень гармонично сливался в песне и придавал ей другое видение. А воспроизведение самой песни на языке жестов заставляло следить за каждым движением «цыганки».

Задор, разыгравшийся цыганским номером, стих, когда на сцене появился «Чёрный человек». Игра теней, танцы и отнюдь не эфемерный образ человека в цилиндре. Повествование пронизывающей поэмы Сергея Есенина о душевных муках поэта в последний год его жизни, честно говоря, было неоправданно громким и надрывным.

Эмоциональную постановку «Черного человека» сменило легкое, воздушное произведение Беллы Ахмадуллиной «Маленькие самолёты» в исполнении Екатерины Гвоздиковой.

Затем на сцене — очередная авторская постановка артистов «Другой Среды» «Во имя веры». В центре истории – жрец, жрица и царь. Не все диалоги артистов ясны для зрителя, но суть, которую хотели донести авторы, понятна – вера, божественность и власть могут извратить.

Отрывок из поэмы «Цыгановы» Давида Самойлова «Смерть Цыганова» в исполнении Павла Багаева стало самым искренним выступлением вечера. Тихо и проникновенно автор поведал нам о последних минутах жизни Цыганова, заставляя задуматься о быстроходности жизни и действительно важных вещах. По окончании проникновенного выступления, поблескивая слезами на глазах, зрители кричали оратору «Бис».

Затем зрители увидели постановку по «Балладе о крыльях» Роберта Рождественского. Забавное и яркое представление переносило нас на главную улицу одной из деревушек времен Царской России, где простой русский «мужичонка-лиходей, рожа варежкой» задался большой мечтой – полететь как птица. Заявив об этом во всеуслышание, мужичок получил одобрение царя и необходимые инструменты. Потрудившись, мужик вынес крылья, но как ни пытался, взлететь не смог. За что и получил царскими батогами. Но мечтать о полёте так и не перестал.

— В землю смотришь, холоп? 
— В землю смотрю… 
— Полетать хотел? 
— И теперь хочу. 
— Аки птица, говоришь? 
— Аки птица, говорю… 
— Ну, а дальше как?! 
— Непременно взлечу!.. 

На смену задорной постановке воспитанники оренбургского колледжа им. Ростроповичей исполнили песню на стихи Анны Ахматовой. Затем артисты «Другой среды» представили театрализованный номер на стихотворение Евгения Евтушенко «Проклятье века – это спешка», исполненное в стиле известного флешмоба Mannequin Challenge. Задумка оказалось очень удачной иллюстрацией стихотворения сквозь призму современного мира: люди, погруженные в свои гаджеты, спешат куда-то, и даже замирая на миг, вновь оказываются в мире спешки, не замечая друг друга.

Завершился вечер поэзии авторскими произведениями артистов «Другой среды». Сергей Макаров рассказал нам душещипальное стихотворение о судьбе дворняги. Любовь Сухарева поделилась своими строками стихотворении «Радуйся», внушающими любовь к жизни. Уже под занавес Ирина Киселёва в окружении коллег по сцены, словно вопреки всему сказанному «до», выступила со стихотворением «Одиночество».

59171527

Ирина Киселёва «Одиночество»

Под бурные аплодисменты полного зала так и завершился V городской поэтический вечер. Организаторы прокатили зрителей по эдаким поэтическим «горкам», показав всю палитру человеческих чувств от восторга до злости, выраженных в стихотворных строчках. Восторженные эмоции зрителей долго не утихали ни в большой очереди к гардеробу, ни в столпотворении около автобусной остановки. Вечер превзошёл все ожидания. Теперь у пополнивших ряды любителей поэзии только один вопрос: когда же следующая «Другая среда»?

 

0 0 0 0 0