Развлечения

Кино не для всех

Опубликовано 02 марта 2017 в 13:40
0 0 0 0 0

Кино жанра артхаус в нынешнее время является тем кинематографом, о котором все знают, но сказать, что именно это такое, никто не может. Ознакомившись с многочисленными комментариями и определениями этого понятия, мне всё равно не удалось найти чёткой формулировки этого феномена кинематографа. Однако у этого жанра имеются характерные черты.

Во-первых, артхаусные фильмы – это не массовое кино, их не показывают в кинотеатрах наряду с комедиями и боевиками. Увидеть их можно либо на закрытых показах в специализированных кинотеатрах, либо на кинофестивалях, но тоже не всех.

cinema

Во-вторых, кино такого плана вообще не имеет никаких спецэффектов, только живая актёрская игра. Сюжетная линия в артхаусе по большей части отсутствует либо занимает второе место. Главное, на чём концентрируется фильм, – это внутренний мир персонажей, их чувства, рассуждения, выводы.

В картинах такого плана чаще всего играют неизвестные актеры, однако режиссер может быть весьма именитым. Причина создания картины для режиссера – не выгода и слава, а искусство. Фильму из этой категории чаще всего не грозит всемирная слава.

Часто такие фильмы могут казаться странными, сложными, ещё чаще даже абсурдными и чересчур жесткими, но вместе с тем они сеют в головах зрителей зерно мысли. Они выкладывают всю суть и желчь жизни, иногда гиперболизированную, оставляют человека в недоумении и заставляют задуматься.

giphy (37)

Как было сказано, в обычных кинотеатрах фильмы такого жанра не посмотришь, однако в Оренбурге появилось место, где все желающие могут познакомиться с лучшими произведениями артхауса.

Вот уже полгода на базе областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской в электронном читальном зале работает АртХаус Клуб.  Открытие клуба с фильмами не для всех было приурочено к завершению Года кино в России. Дважды в месяц по вторникам здесь проходят кинопоказы известных, ставших классикой зарубежных и российских авторских фильмов.

Sj7WyWS63J0

Как отмечают организатора клуба, устав от экшена, бессмысленного и однообразного кино, они решили смотреть фильмы, заставляющие думать. На старте проекта предполагалось, что основной костяк зрителей будут составлять студенты, ведь молодежь как-никак народ думающий. Но на деле оказалось, что за полгода у клуба сформировалась своя аудитория постоянных зрителей – человек 15 зрелого и пожилого возраста.

Какие фильмы смотреть, выбирают сами организаторы, но как они сами отмечают, больший отклик и бурные обсуждения вызывают именно российские фильмы. Понять и осмыслить зарубежную классику артхауса оказывается намного сложнее, но при этом ценность фильмов от их непонятности не снижается.

Кстати о зарубежном артхаусном кино: недавний показ клуба как раз познакомил зрителей с классикой, с творчеством известного испанского режиссера и сценариста Луиса Бунюэля. Этот выдающийся режиссер является крупнейшим представителем сюрреализма в кинематографии, и все его картины сквозят странностью и сложностью, свойственной этому направлению искусства.

1604009_original

Вниманию зрителей был представлен оскароносный фильм Бунюэля 1972 года «Скромное обаяние буржуазии».  В своей ленте Бунюэль не в первый раз попытался высмеять буржуазный образ жизни и показать «ценности» этого социального класса. Фильм показывает жизнь типичных французских буржуа, в нем нельзя отследить какую-то сюжетную линию, он иллюстрирует жизнь буржуа, чередуя явь со снами, в которых мы можем узреть страхи и грехи каждого из представителей этого слоя.

Итак, перед нами 6 героев – трое мужчин и три женщины, ведущие праздный образ жизни. В течение всего фильма они преследуют лишь одну цель – поесть. Они приглашают друг друга на ужин, однако им никак не удается поесть, все время мешают какие-то непреодолимые препятствия – от обычных в начале фильма до фантастических в конце. Каждая попытка поесть раскрывает героев – перед нами лицемерные, малодушные, лживые баловни судьбы, скрывающие за масками хорошего тона самые уродливые пороки. Дипломат варварской страны, судьбой которой он даже не интересуется, соблюдая все нормы хорошего тона и приличия, совмещает дипломатическую деятельность с торговлей отборным кокаином. Светская дама, которая без соответствующего наряда не может посетить ресторан, однако она не против интимных утех в кустах. Священник, не чурающийся работы садовника ради денег, убивает кающегося ему человека из мести.

Карнавал лжи и лицемерия, показанный Бунюэлем, приправлен снами героев, в которых показаны их страхи – боязнь разоблачения тёмного «я», страшных мыслей и пороков. За 1,5 часа режиссер успевает вскрыть гнойное общество буржуазии, раскрыв всю лживость и лицемерие дипломатии, армии, полиции, религии. Сочетание сна и яви так запутано, что похоже на абсурд. Однако те абсурд и бессмыслица, показанные на экране, несут в себе смысл. А он в том, чтобы показать, насколько праздна и бессмысленна жизнь буржуа, где большей значимостью обладает дорогой вечерний наряд, сервировка стола и изысканные блюда.

0 0 0 0 0